Издание муниципального образование «Северо-Байкальский район»

издается с 5 июня 2008 года

Геологи - БАМу: и недра, и сердца

Совет ветеранов-геологоразведчиков Северо-Байкальской геологоразведочной экспедиции поздравляет строителей БАМа с 50-летним юбилеем! Гордимся, что коллектив нашей экспедиции внес свой вклад в это великое дело.

Конечно, все помнят, что строительство Байкало-Амурской магистрали началось в 1974 году. Именно тогда высадился первый десант. Честь и хвала им, первопроходцам!

Сейчас на въезде в Байкальский тоннель стоит мемориальный камень строителям БАМа. Но вот о том, что первыми на этом месте работали геологи, нигде не упоминается. А ведь именно им выпали не меньшие трудности, совсем не известные людям не сведущим.

Задолго до начала строительства, ещё в 1968 году, Северо-Байкальская геологоразведочная экспедиция была привлечена к изысканиям проектируемой трассы.

Представители БАМа прибыли в экспедицию на первое совещание в начале 1968 года, был составлен договор на изучение буровыми скважинами створа будущего Байкальского тоннеля.

Затем была организована Даванская партия (начальник Геннадий Иванович Поликарпов), и 7 марта того же года экспедиция отправила первый транспорт на перевал Даван. Это был вездеход АТЛ, которым управляли водитель Виталий Александрович Лыткин и его помощник Валентин Стукалов.

Большую часть пути прошли по льду Байкала, затем по заледеневшему руслу реки Тыя. По Тые идти было опасно: лёд был намного тоньше и трещал под гусеницами вездехода. От устья ручья Горбылак, по бездорожью, пошли к метеостанции Гоуджекит. Сначала путь по карте и компасу прокладывал Поликарпов, потом заметили лыжный след, и по нему быстро вышли к метеостанции.  8 марта в 5 часов утра рев вездехода разбудил и от неожиданности перепугал метеорологов. Метеостанция жила уединённо: 7 человек, один раз в год вертолёт завозил продукты, связь по рации, при необходимости выходили в Нижне-Ангарск: летом по тропе, зимой на лыжах.

От метеостанции до Давана оставалось 15 км пути, но на их преодоление затратили почти два месяца. В глубоком 4-х метровом снегу пробивали дорогу бульдозеристы Александр Гаськов и Пётр Быконя.

Когда 28 мая добрались, наконец, до цели, на перевале ещё лежал снег. В охотничьем зимовье устроили столовую, установили палатки, и сразу же приступили к бурению и строительству маленьких домиков и одного большого общежития. Выстроили пекарню и баню. Все материалы летом завозили на вертолётах, а с осени до весны на вездеходах Виталий Лыткин и Яков Будаевич Пархаев.

Дорогу для вездеходов проложили более короткую. Из Нижне-Ангарска  через Пыхтун и прииск Александровский выходили к Тые, а дальше по бездорожью. Бамперами вездеходов валили деревья. Обратный путь был ещё сложнее — острые верхушки поваленных деревьев могли пробить радиатор. Таким образом, дорога, по которой впоследствии пойдут «Магирусы» и уложат рельсы, была заложена работниками экспедиции.

В составе партии работали геологи Виктор Митрохин и Дмитрий Исаев. Буровые работы вели старший буровой мастер Георгий Анисимович Титов, бурильщики Анатолий Александрович Федорченко, Валерий Иванович Галецкий, Михаил Кокорин, Эдуард Иванович Забегалин.

На связи партии с базой экспедиции была радистка Галина Васильевна Калачева (Иванова), завхозом партии работала Полина Тимофеевна Забегалина. На плечи этих женщин легли все заботы по устройству быта геологов, созданию достойных условий для труда и отдыха. По совместительству они готовили обеды, пекли хлеб, белили общежитие, стирали вкладыши для спальников, занимались доставкой продуктов и многим другим.

Одной буровой установкой были пробурены три линии скважин через перевал вдоль створа будущего тоннеля, и в апреле 1970 года партия перебазировалась на мыс Курлы. Предстояло бурить скважины, искать воду для первого десанта строителей.

В 1974 году от строителей БАМа стало поступать много заявок на поиски и разведку месторождений местных строительных материалов.

В Северо-Байкальской экспедиции создаётся Даванский поисковый отряд, который возглавил старейший геолог Александр Дмитриевич Кетров. Геологи Элеонора Александровна Абыкова и Владимир Сергеевич Клеткин занимались поисками и разведкой месторождений. Инженерно-геологическую документацию строящихся Мысовых тоннелей и притрассовых выемок вели геологи Эмилия Антоновна Филатова, Валерий Николаевич Белокопытов, Валентина Леонидовна Чеховская (Рац).

По заявкам Минтрансстроя за период с 1974 по 1982 годы выполнен большой объём работ, принесших вполне конкретные результаты. Для нужд БАМа разведаны месторождения различных строительных материалов: пески, известь, камень, глина, облицовочное сырьё, строительный камень. Из гранодиоритов и песчано-гравийных смесей Гоуджекитских месторождений выполнена постоянная отделка Байкальского тоннеля, сооружен ряд мостовых опор. Песчано-гравийно-валунные смеси Ноондыканского месторождения использованы на строительных объектах города Северобайкальск. Тампонажные глины Ирканинского месторождения применяли на проходке Северо-Муйского тоннеля.

Значительные работы по изысканию источников водоснабжения для железнодорожных станций БАМа и рабочих поселков выполнены Кичерской гидрогеологической партией под руководством Николая Лаврентьевича Мельничука и Людмилы Ивановны Дунаевой.

Строительство Байкало-Амурской магистрали вызвало необходимость изучения возможностей использования термальных вод в практических целях. Перед гидрогеологами Северо-Байкальской экспедиции была поставлена задача: оценить эксплуатационные запасы термальных источников Хакусы, Дзелинда и др.

Работы проводились с применением геофизических методов поисков. Геофизический отряд, которым руководил Владимир Иванович Симонов, установил местоположение основных термовыводящих зон. Были даны рекомендации, где следует пробурить скважины.

Экологическое состояние прилегающих к магистрали территорий контролировала эколого-геохимическая партия под руководством Валерия Афанасьева Кузнецова и Евгения Акбаровича Шаимбаева.

В 1979 году остановилась проходка Северо-Муйского тоннеля. Горняки встретили заполненные водой мощные зоны разломов. Даже были жертвы. Перед Северо-Байкальской экспедицией была поставлена задача – в сжатые сроки провести геологические работы на Северо-Муйском тоннеле.

Для выполнения этой задачи на базе экспедиции были смонтированы три буровые установки и доставлены к месту работ. Начинала работы одна бригада бурового мастера Алексея Федоровича Тутолмина, бурильщики Владимир Петрович Князев и Борис Александрович Брюханов. Впоследствии буровой отряд пополнился высококвалифицированными, владеющими навыками направленного бурения, бригадами с. Холодненского месторождения, буровые мастера Пётр Леонидович Макаров, Александр Александрович Федорченко.

Работы велись круглогодично, несмотря на морозы ниже -60°. Над буровыми станциями возникла угроза схода лавин, и пришлось организовать противолавинную службу. Взрывали козырьки Борис Марченков и Сергей Сидоренко под руководством горного мастера Сергея Семеновича Илюхина.

26 марта 1984 года геологи отчитались за проделанную работу. При всей сложности проходки за 4 года буровые бригады пробурили над Северо-Муйским тоннелем 15 тысяч метров колонковых скважин.

Следует отметить большой личный вклад в организацию и проведение работ на объектах строящейся Байкало-Амурской магистрали руководство Северо-Байкальской экспедиции. Это начальник экспедиции Залико Артушевич Норекян, главные инженеры Алексей Алексеевич Козыкин, Николай Александрович Чирков, главный геолог Владимир Григорьевич Филатов, ведущий специалист по буровым работам Альберт Андреевич Крутиков.

Вклад Северо-Байкальской экспедиции в строительство БАМа конкретный и вполне осязаемый. Медалью «За строительство БАМа» награждены восемь работников экспедиции.

В.А. Кондратенко,

геолог СБГРЭ

 



14 июня 2024, 09:47    Новости 0    354 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии. Вход

    Комментарии:

    Нет комментариев. Станьте первым!


    0.1050 s - время на запросы к базе данных
    129 - запросов к базе данных
    0.8315 s - время на работу PHP скриптов
    0.9366 s - общее время на генерацию страницы
    cache - источник содержимого (база или кэш)