Издание муниципального образование «Северо-Байкальский район»

издается с 5 июня 2008 года

«Ключи» от будущего - в надежных руках!

Строительство БАМа открыло новый этап освоения восточных районов нашей страны. Это позволило всему народному хозяйству СССР развиваться более ускоренными темпами. Такое развитие оказывало огромное влияние и на процесс формирования нового человека. В то время у комсомольцев – первопроходцев родился лозунг «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!».

Кому, как не учителям, понятен и близок глубокий смысл этого призыва. На стройке куется характер, здесь воспитываются все – от рядового бойца трудового фронта до руководителя крупного масштаба.

В 1974 году в Северо-Байкальский район прибыли первые отряды строителей БАМа. Почти вместе со строителями пришли на БАМ и учителя, строились и открывались новые школы, сады, поэтому с 1974 года в Северо-Байкальском районе, в связи со строительством БАМа, просвещение сделало резкий скачок. За три года в районе было открыто 5 средних школ, детско-юношеская спортивная школа, школа искусств в поселке Северобайкальск, 17 дошкольных учреждений, вводились спортивные залы, учебные мастерские, технические классы.

В 1978-1979 учебном году вступили в строй школы в поселках Гоуджекит, Гранитный, в Северобайкальске – на правом берегу Тыи, Кичере, Новом Уояне, Тоннельном, Северомуйске, селе Верхняя Заимка. В семи новых школах новоселье праздновали 1 766 ребят. А для 700 дошколят распахнули двери 9 детских садов-яслей.

В этот период значительно увеличивается количество вечерних школ. Наряду со сложнейшими вопросами быта и производства, которые надо было решать в это время, в районе решались и вопросы образования взрослых, на призыв «Каждому молодому труженику – среднее образование» откликнулась вся молодежь, приехавшая строить БАМ из разных уголков нашей страны.

В 1975 году было принято решение об открытии вечерних школ в поселках Северобайкальск и Новый Уоян. В 1976 году открылась школа рабочей молодежи в поселке Гоуджекит. В 1977 приступила к занятиям рабочая молодежь поселков Северомуйск, Тоннельный.

В 1980 году работало 7 школ рабочей молодежи с очно–заочной формой обучения. На предприятиях были созданы комиссии содействия вечерним школам. Они оказывали действенную помощь в учете молодежи, не имеющей среднего образования, сохранении контингента учащихся.

В целом, были созданы благоприятные бытовые и производственные условия для обучения молодежи: выделялись специальные комнаты для занятий учащихся, проживающих в общежитиях, осуществлялся контроль над предоставлением для учащейся молодежи льгот, установленных правительством и поощрялась молодежь, успешно совмещающая учебу с работой. Большую помощь вечерним школам оказывали коллективы строительных организаций: автобазы треста Нижнеангарстрансстрой, СМП -575, СМП-572, СМП-597, СМП-581.

Директором Нижне-Ангарской вечерней школы много лет проработала Мария Алексеевна Солдатова.

Много лет в системе вечерней школы рабочей молодежи проработали: Мария Владимировна Редикульцева, Л.М.Куценко, П.Г.Никифоров, Л.В. Малыгина, Г.Б.Миронова и другие.

С 1980-1981 учебного года, в связи с отделением от района города Северобайкальск, сократилось количество школ в районе, а с 1990-1991 учебного года Северо-Байкальский район был разделен на два района – Северо-Байкальский и Муйский, поэтому почти вдвое сократилось количество школ, учащихся и учителей.

В период 1980–90-х годов методическая работа, работа по повышению квалификации педагогических кадров, была направлена на основную форму учебно-воспитательного процесса – урока, его технологии. В школах района осуществлялся личностно–ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.

С этой целью проводились разные формы работы с педагогическими кадрами: научно–педагогические конференции, педагогические чтения, курсы повышения квалификации, семинары, конкурсы «Учитель года» и др. Педагоги принимали участие в Республиканских съездах учителей.

Делегатами VIII Республиканского съезда учителей в 1984 году были: Михаил Кузьмич Кравченко, Татьяна Алексеевна Прохорова, Иннокентий Матвеевич Егоров, Нина Николаевна Егодурова, Григорий Георгиевич Ефимов, Нэлли Борисовна Шрагер, Т.С.Черных, Мария Даниловна Крапивина, Татьяна Николаевна Клеткина, Александр Григорьевич Клементьев, Владимир Яковлевич Шевчук, Сергей Николаевич Ушаков, Виктор Алексеевич Ганюгин, Надежда Андреевна Нардуева и др.

Из воспоминаний Валерия Макаровича Егодурова, который в те годы возглавлял районный отдел народного образования:

 «В 1931 году в районе в трех школах работали 12 учителей, обучалось 329 учащихся. В 1977-1978 учебном году в 13 дневных общеобразовательных школах сидели за партами 3 438 учащихся, которых обучали 236 учителей. В вечерних и заочных школах для взрослых получали образование 760 молодых рабочих. В детских садах воспитывалось более 2 тысяч маленьких бамовцев.

Оборудовано более 40 учебных кабинетов. В трех школах установлено лингафонное оборудование, две школы радиофицированы, имеются телевизоры и магнитофоны. После проведенного смотра-конкурса по оснащению школ оборудованием победителями стали Нижне-Ангарская, Северобайкальская и Гоуджекитская десятилетки.

В районе успешно решена проблема подвоза учащихся. Более 400 ребят, проживающих на расстоянии 3 и более километров от школ, размещены в интернатах. Организовано 18 групп продленного дня, которые посещают более 700 школьников. Горячее питание получают более 70% учащихся.

Предметом особой заботы педагогических коллективов стали начинающие учителя. Бесценным в этом отношении является пример учителей, проработавших в школах многие годы. Открытые уроки – одна из форм приобщения к практике лучших.

На высоком идейно-политическом уровне дает уроки учительница истории Нижне-Ангарской средней школы Фаина Прокопьевна Петрова. Интересно и содержательно строит занятия директор Нижне-Ангарской восьмилетней школы Федор Федорович Некрылов. Творческая атмосфера царит на уроках литературы у Альберта Алексеевича Соболева из Северобайкальской средней школы. Именно на таких уроках учатся молодые специалисты.

Каждый бамовский учитель понимает, как важно научить ребят добывать знания самостоятельно. Ощущать радость собственного открытия, познания – очень важная и глубокая задача. Этой цели подчиняют весь учебный процесс химик Ново-Уоянской средней школы Л.Н. Узунова, учитель физики Северобайкальской школы Митрофан Игнатьевич Пальчиков, завуч Гоуджекитской средней школы Мария Николаевна Иванова, математик Нижне-Ангарской школы А.Е.Шильникова и другие. Они маяки педагогического труда!»

В Постановлении партии и правительства о школе подчеркивается, что в соответствие с общественными потребностями, с учетом призвания, способностей и трудовой подготовки учащихся следует обеспечить плановое вовлечение всех выпускников средних общеобразовательных школ, не продолжающих образование, на работу в различные отрасли народного хозяйства. Выполняя эти указания педагогические коллективы вместе с производственниками, должны помочь выпускникам выбрать правильный жизненный путь, нужную на трассе БАМа профессию.

Как же обстоят дела с трудовым обучением в школах района? Этому вопросу был посвящен «круглый стол» в рабочем поселке Нижне-Ангарск, который организовал Северо-Байкальский райком партии (секретарь райкома Даниил Михеевич Хоренов) по теме «Дорогой знаний и труда». Были приглашены партийные и советские руководители, директора школ, руководители предприятий и организаций, учителя.

На поставленный вопрос постарались ответить выступающие: директор Гоуджекитской средней школы Михаил Кузьмич Кравченко, заместитель директора Ново-Уоянской средней школы Нина Кирсантьевна Киселева, директор Северобайкальской школы Владимир Моисеевич Меженов, преподаватель автодела Нижне-Ангарской школы В.М.Ведерников и учительница Северомуйской школы М.Т.Стрижакова.

«В Нижне-Ангарской школе, — доложил директор Анатолий Георгиевич Сластной, — всеми видами трудового обучения охвачено 593 ученика, из них техническим трудом в столярной и слесарной мастерских – 197 учеников 4-8 классов. Обслуживающим трудом с получением квалификации мастера-швеи третьего разряда занимается 291 ученик. Специальность слесаря третьего разряда на занятиях автоделом получают 102 ученика.

Для улучшения трудового обучения в школе необходимо расширить и укрепить имеющуюся производственную базу. В ближайшее время планируется строительство мастерских с установкой в них нового оборудования. Будет создан автокласс для подготовки водителей. Чтобы практически освоить машины, планируется практика на базе механизированной колонны и гаража экспедиции».

О том, как вырабатываются у ребят такие нравственные качества, как воля, выносливость, смелость, смекалка, товарищество и коллективизм, рассказал в своем выступлении директор Байкальской школы Марат Николаевич Баксаев: «Педагогический коллектив школы накопил большой опыт по воспитанию у молодежи любви к труду. Члены ученической производственной бригады оказывают большую помощь местному колхозу и лесничеству. Среди них Леонид Татарников, Александр Непомнящих, Валерий Станеев, Владимир Черных и другие».

«В Нижне-Ангарской восьмилетней школе очень бедная техническая база для трудового обучения детей. Усугубляет это положение, — по словам директора школы Федора Федоровича Некрылова, — малая площадь учебных мастерских. Не хватает материалов, инструментов, оборудования, отсутствуют резцы, фрезы, сверла. Плохо снабжается школа современными ручными электроинструментами. Есть трудности в приобретении черных и цветных металлов, пластмассы, тканей».

Участники встречи за «круглым столом» рекомендовали Северо-Байкальскому отделу народного образования смелее ставить вопросы об открытии межшкольных учебно-производственных комбинатов в Нижнеангарске и Северобайкальске. Включать в планы работы школ шефские обязательства, заключать договоры с трудовыми коллективами, договоры содружества, развивать трудовое соревнование, которое несомненно даст положительный результат в улучшении трудового воспитания.

Итог этой встречи был результативным: школы укрепили шефские связи с предприятиями, строительными организациями, местными хозяйствами. Школам передали 6 автомашин, трактор. Были созданы трудовые ученические объединения – производственные бригады, бригады строителей, школьные лесничества. Это стало началом большой работы по трудовому обучению и воспитанию, профессиональной ориентации школьников в связи с началом строительства БАМ.

Передовым школьным объединениям и производственным бригадам предоставлено право выдвигать своих юных мастеров к присвоению звания «Лучший по профессии».

Пройдут годы и те прогнозы на будущее станут реальностью: выпускники школ понесут героическую трудовую эстафету своих родителей-первопроходцев в жизнь. Северо-Байкальский район превратится в мощный промышленный район, зацветут сады, а Северобайкальск станет городом республиканского подчинения и крупным культурным центром. Ключи к будущему были в надежных руках.

Материал «Из истории образовательных учреждений района: времена, события, люди» подготовила Н.С.Волощук, начальник Управления образования



07 июня 2024, 09:39    Новости 0    346 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии. Вход

    0.1626 s - время на запросы к базе данных
    188 - запросов к базе данных
    0.6831 s - время на работу PHP скриптов
    0.8457 s - общее время на генерацию страницы
    database - источник содержимого (база или кэш)