Издание муниципального образование «Северо-Байкальский район»

издается с 5 июня 2008 года

Как стыковали БАМ

В России отмечают полувековой юбилей БАМа. О стройке века, трудовых подвигах и укладке золотого звена рассказывает ветеран БАМа, начальник строительно-монтажного поезда № 581 Владимир Скарга.

У разъезда Балбухта в 1984 году было уложено первое золотое звено БАМа. Здесь встретились две бригады путейцев — Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые шли навстречу друг другу с востока и запада. Позже на станции Куанда состоялась вторая, уже символическая стыковка, и сквозное движение по БАМу было открыто.

Атмосфера единения

— На БАМе я с 1977 года. Сюда приехал с семьёй — женой и тремя детьми, — вспоминает Владимир Афанасьевич. — Мы с женой окончили Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Поэтому, когда БАМ закипел, то мы, конечно, прислушивались с интересом к различной информации. Привлекала, как теперь говорят, романтика, а на самом деле интерес к жизни. Посмотреть новую работу, новые условия. Поэтому мы поехали сюда с удовольствием.

Ветеран отмечает удивительно дружелюбную атмосферу, которая тогда царила среди бамовцев.

— Взаимопомощь, взаимоподдержка чувствовалась во всём. С разных концов Советского Союза приезжали люди, и создавалась атмосфера единения. Общие проблемы, общее стремление. И основная масса была молодёжь. Я-то был постарше — почти 40 лет. Но, тем не менее, разница в возрасте не чувствовалась, — говорит он.

Был, впрочем, один случай, который врезался в память...

— Сын маленький был, три года. И мой коллега позвал за молоком в Нижненгарск, поехали на мотоцикле, — рассказывает Владимир Скарга. — Подъезжаем к местной жительнице, приятная такая, красивая. Она говорит, есть молоко — трёхлитровая банка 25 рублей. Коллега возмутился: «Ничего себе, вы что, решили на нас нажиться?». Она так посмотрела и отвечает: «Это вы приехали сюда нажиться, а я здесь живу». Мне так понравился этот ответ. Но вообще-то местные жители относились к бамовцам благожелательно, всегда помогали чем-то, мы дружно жили.

«Бондарь ставил цель — работать до седьмого пота»

На БАМе Владимир Афанасьевич Скарга был начальником строительно-монтажного поезда № 581.

— Мы вели укладку главного железнодорожного пути. У всех на слуху бригада Бондаря. Это была бригада в нашем поезде, которым я руководил. Численность поезда до 900 человек, — поясняет он. — Когда встал вопрос, кому укладку отдать, решили, что должен быть молодой бригадир, потому что стройка комсомольско-молодёжная. А укладка — это лидирующая работа.

Об Александре Бондаре, ушедшем из жизни три года назад, наш собеседник вспоминает так — внешне приятный, весёлый, а по характеру лидер и максималист, все к нему прислушивались.

— Цели и задачи ставил без компромиссов, то, что требовалось от бригады. Никаких хитростей, работать до седьмого пота и всё,  — говорит Владимир Скарга.

С поставкой рельсов тогда были перебои. Поставлял их Новокузнецкий металлургический завод.

— И мы пригласили этих ребят, прокатчиков, к нам на встречу, на выкладку серебряного звена в Таксимо. Они приехали. А на рельсах ставят дату изготовления, номера.  И вот эти ребята, ровесники бондаревцев, идут: «О, твой рельс, в твою смену». Видят по датам. И что было удивительно: они в декабре прокатали, то есть обработали рельсы, отгрузили нам, и мы в декабре их положили, — вспоминает начальник строительно-монтажного поезда.

Событие, о котором мечтали

29 сентября 1984 года у разъезда Балбухта, в 30 километрах к востоку от Куанды, было уложено первое золотое звено БАМа. Здесь встретились две бригады путейцев — Александа Бондаря и Ивана Варшавского, которые шли навстречу друг другу с востока и запада. Позже, 1 октября, на станции Куанда состоялась вторая, уже символическая стыковка, и сквозное движение по БАМу было открыто.

— Золотое звено –  это традиция, означает завершение работ. Договорились, что золотое звено будут укладывать две бригады. Встреча должна была состояться на Витиме, на границе Бурятии и Читинской области. Но на том участке в Кадарском тоннеле случилась авария (обвал грунта — Прим. ред). И это сильно задержало укладку. А у нас всё ладилось, у нас рельсы пошли, шпалы, у нас всё есть. Любо-дорого, идти и идти! Поэтому встреча произошла на Балбухте. Мы это звено золотое привезли, — вспоминает  Владимир Афанасьевич.

О событии знали и готовились, следили за тем, как сокращается расстояние между бригадами. И наконец свершилось.

-  Встретились две бригады. Народу собралось! Это событие, о котором 10 лет мечтали, как в песне поётся. Но рельсы так идут, что всё равно не попадешь, чтобы было точно. Чтобы стыковаться, нужно что-то отпилить. Договорились так: кто позже подойдёт, тот и будет пилить, — делится подробностями Владимир Скарга. — Отпилили ребята Ивана Варшавского. Но чтобы нас удивить и загладить свое отставание, они на последнем звене положили доски, на доски поставили водку, закуску, вино. И все это сервированное выезжает и опускается! Это Варшавский так придумал. Это был праздник всех бамовцев. Торжество, успех, цель достигнута!

С тех памятных дней прошло уже почти 40 лет.

— Первое пожелание в юбилейный год -  чтобы наши ветераны приехали в Северобайкальск, встретились. Это будет большой праздник. И я всех своих, с кем мы работали, конечно, приглашаю, — говорит наш собеседник.  — Также желаю, конечно, чтобы БАМ развивался, чтобы БАМ был украшением железных дорог России, чтобы Бурятский участок БАМа был украшением республики! Чтобы Бурятия могла гордиться своими железнодорожниками, чтобы в Северобайкальске всё запланированное было выполнено. Чтобы город развивался, крепчал и был символом героических бамовцев!

В статье использованы материалы программы «Монологи о БАМ» телекомпании «Ариг Ус», фото документального проекта «БАМ 50» и музея истории БАМ в г. Тында

 



24 мая 2024, 18:36    Новости 0    538 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии. Вход

    0.1620 s - время на запросы к базе данных
    129 - запросов к базе данных
    0.7947 s - время на работу PHP скриптов
    0.9567 s - общее время на генерацию страницы
    cache - источник содержимого (база или кэш)