Издание муниципального образование «Северо-Байкальский район»

издается с 5 июня 2008 года

Песни, танцы и игры Белого месяца

Новый год по лунному календарю вместе со своими друзьями и родственниками празднуют все жители Бурятии, демонстрируя уважение к национальным обычаям бурят. «Сагаалган» как государственный праздник Республики Бурятия является символом дружбы, единения и согласия среди многонационального населения республики. Объявленный выходным днем, он естественным образом дополняет и завершает череду новогодних праздников.

В канун Сагаалгана, Белого месяца по лунному календарю в редакции газеты «Байкальский меридиан» побывали участники Народного ансамбля песни и танца «Гэсэр» из Северобайкальска. Они представили для нас новый репертуар старинных, фольклорных, а также современных эстрадных песен. Продемонстрировали красивые стилизованные костюмы в национальном стиле.

Руководитель ансамбля Алина Очирова рассказала, что «Гэсэр» был создан в феврале 1987 года группой энтузиастов в период строительства Байкало-Амурской магистрали на севере Республики Бурятия.  За короткий период коллектив ансамбля из небольшой группы вырос до 50 человек. В составе занимались целыми семьями и детьми, люди разных возрастов и профессий, приехавшие на строительство БАМа из разных районов Республики Бурятия. В 1992 году творческому коллективу присвоили звание «Народный».
В коллективе работает вокальное и хореографическое отделения, имеется детский вокальный коллектив «Гэсэрята». Ежегодно репертуар ансамбля обновляется на 40 процентов. В репертуаре народные песни, песни молодых и местных композиторов, танцевально- хореографические композиции, театрализованные представления по мотивам старинных легенд.
Народный ансамбль «Гэсэр», благодаря своей сплоченности и стремлению совершенствоваться в области родной культуры, имеет многочисленных поклонников не только в городе, но и  Северо-Байкальском  районе, в частности, в п. Нижнеангарск.
Многообразие жанра коллектива позволяет принимать участие во всех культурно-массовых мероприятиях.
Ансамбль «Гэсэр» традиционно проводит национальные праздники «Сагаалган» и «Сурхарбан». Солисты ансамбля принимают активное участие в массовых мероприятиях.  С каждым годом приходят молодые и талантливые люди и становятся частью народного ансамбля.
Ансамбль «Гэсэр» неизменный участник регионального конкурса «Байкальский бриз», где традиционно завоевывает призовые места. Так, неоднократно призерами становились Дугарма Манзарова, Саяна Зубакина и др.

27 января ансамблю исполнилось 33 года со дня основания. Участники вспомнили, как тогда, на берегу северного Байкала родилась и выросла уникальная творческая группа, известная не только в нашем городе, но и далеко за его пределами.
Традиционно ансамбль принимает участие в Международном фестивале «Алтаргана».  В 2019 году коллектив принял участие в четырнадцати творческих и шести спортивных состязаниях фестиваля. В конкурсе исполнителей бурятских народных песен, получили Диплом участника и ценный подарок — кожаную эмблему с изображением дерева «Алтаргана».
В июле 2018 года стали участниками  Республиканского конкурса «Ускользающее наследие»,  затем в этом же году представили национальное искусство на ХVIII съезде Союзов городов Заполярья и Крайнего Севера  с хореографической постановкой «Ёхор» и фольклорными песнями.

В связи с режимом пандемии коронавируса ансамбль выступает  в онлайн-группе с обновленной программой.

 Отдельно стоит отметить красочные костюмы ансамбля.

-Функций у национальной одежды  было немало, — продолжает руководитель ансамбля Алина Валерьевна. -  Помимо своего основного назначения, она многое говорит о человеке, а ещё оберегает  своего обладателя. Конечно, традиционная одежда должна  быть практичной, удобной и простой в изготовлении. В зависимости от сезона, социального статуса  для пошива использовали мех, шерсть, кожу, шёлк, парчу, бархат, сукно и хлопчатобумажную ткань.

Но даже в границах одного этноса одежда отличалась очень сильно. Это видно по силуэту, по крою, материалам, структуре, даже способу шитья и, конечно, по украшениям. На различия в одежде,  прежде всего, влиял не климат, не местность, а уже мифопоэтические воззрения об устройстве Вселенной.

Костюмы одних родов отражают представления о культе Солнца. Видите, это подчеркнуто цветовым фоном одежды и различных оттенков дымленного меха, овчины, камусов, и наличием постоянно повторяющегося круга: украшения, круглые бляхи, монеты — в золоте и серебре, а иногда и с коралловыми бусами.

Костюмный комплекс другой  группы представляет культ  Неба. Это подчеркнуто также цветовым фоном одежды — самым распространенным цветом у забайкальских бурят были глубокий синий с красными, белыми, черными отделками. Основным элементом декора была трехцветная вставка на грудной части халата (показывает на костюме) и пояс.

Непременными атрибутами мужского костюма, помимо пояса, были нож в ножнах и огниво. Интересно, что мужской костюм западных бурят был одинаков для всех возрастов. В женском же все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией. У женщин также распространен дэгэл — халат с широкой декорированной меховой нашивкой.  Чаще всего нашивку делали из овчины  с обрамлением всей передней части. Интересно, что эти элементы отражали древние воззрения, связанные с женским культом матери-зверя и плодородия.

-Алина Валерьевна, на концертах вы всегда показываете народные игры. Расскажите, пожалуйста, о них.

-Да, мы стараемся воссоздать обстановку Сагаалгана. Обычно вечер первого дня Сагаалгана в старину был насыщен развлечениями. Народ собирался в одном из помещений,  пели песни, слушали сказителей, играли на морин-хуре. Иногда в первый же вечер, а кое-где лишь на третий день устраивали гадания и игры.

Гадание было делом астрологов, которые каждому желающему могли составить его индивидуальный гороскоп, пользуясь специальной таблицей астрологических вычислений. Это делали обычно накануне Сагаалгана, ибо среди советов немалую роль играли указания, в какую сторону должен быть сделан первый шаг из дома в утро первого новогоднего дня, через что надо или, наоборот, ни в коем случае нельзя перешагивать и как ликвидировать угрозу какой-либо опасности или неприятности. Все это называлось «вывезти невезение». А старики, собравшись в юрте, исходя из многовекового народного опыта и наблюдений предсказывали по погоде и поведению животных, каким будет год, большим ли будет приплод скота. В ряде мест отмечен обычай вырезать из войлока или дерева фигурку того животного, в год которого родился человек. Ее хранят в течение года, а затем выбрасывают.

Игры, в которые играли в дни Сагаалгана, были достаточно разнообразны: шахматы, домино. В них играют повсюду, и они не связаны с какими-либо конкретными сезонами года. Но есть и такие игры, символика которых связана именно с Белым месяцем — это «пестрая черепаха», «загонять оленя», «стрелять бабками», «хватать бабки», «круг и др. Каждая из них имеет определенный философский или магический смысл.

Ансамбль «Гэсэр» — один из самых самобытных носителей национальной бурятской культуры на севере Байкала. Еще одной замечательной особенностью коллектива является особая семейственность,  особое творческое родство душ  между участниками коллектива. Пожелаем новых успехов  участникам ансамбля «Гэсэр», пусть они продолжают и дальше радовать зрителей новыми постановками, красочными костюмами и достойно представлять  культуру  на конкурсах и фестивалях различного уровня.

Беседовала А.Звонкова



08 февраля 2021, 10:22    Новости 0    443 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии. Вход

    Комментарии:

    Нет комментариев. Станьте первым!


    0.3358 s - время на запросы к базе данных
    129 - запросов к базе данных
    0.6763 s - время на работу PHP скриптов
    1.0121 s - общее время на генерацию страницы
    cache - источник содержимого (база или кэш)